Якорь для лодок ПВХ своими руками

самодельный якорь

Конструкций этого устройства придумано много; они продолжают появляться и дальше.

Какими бывают самодельные якоря

Видов таких приспособлений, используемых рыбаками для удержания на одном месте ПВХ-лодок множество. Среди них много подручных средств, которые к такому устройству отнести сложно. Например, пользуются мешками, заполненными песком, металлическими болванками, кусками рельсов, кирпичами. Основной недостаток таких средств – плохое сцепление с грунтом дна.

Устройства, отвечающих названию «якорь», есть выпускаемые промышленные и сделанные своими руками. Многие (больше 2 тыс. конструкций) из них запатентованы. Среди самых известных якорей:

  • - Матросова, Холла, Дэнфорта: у них повышенная удерживающая сила, возможность держать плавсредство на галечном дне, но большие размеры, что делает проблематичным использование на лодках ПВХ небольших, средних размеров;
  • - кошка со складывающимися лапами, что делает его меньшим по габаритам, чем предшествующие; он безопасен для плавсредства, удобен для хранения;
  • - адмиралтейский, способный удержать лодку на любом грунте; у него меньшая удерживающая сила; для ПВХ-лодок его используют редко;
  • - кобра: не имеет подвижных соединений, обладает большой удерживающей силой; его можно поднимать автоматически;
  • - плуг (Брюса): заглубляется сильно в толщу грунта, потому трудно поднимается вручную.

Из перечисленных устройств для надувных лодок больше подходят те, которые небольшие по габаритам, компактны, надежны. Этим характеристикам отвечают больше якоря: кошка, пирамидальный, Курбатовский. Разборной.

самоделка

Как сделать хороший якорь для лодки ПВХ

Реальность такова, что найти приспособление, изготовленное промышленно и подходящее полностью под ПВХ-лодку невозможно. Лучшими среди рыбаков считаются те, которые изготовлены своими руками. Чтобы реализовать последнее, нужно:

  • - оценить реально условия рыбалки; при этом узнают о донном грунте, о преобладающей в месте ловли погоде;
  • - выбирать наиболее подходящую модель; определить ее окончательный вид, вес;
  • - подготовить необходимые инструменты, материал;
  • - изготовить отдельные элементы, собирать устройство.

Как определить вес якоря и размеры каната для его удержания

Для определения массы приспособления пользуются:

  • - расчетными формулами;
  • - специальными таблицами.

Но можно следовать рекомендации, согласно которой для удержания лодки необходим груз массой 1% от ее веса или длины. К примеру, плавсредство весом 500 кг гарантированно удержит 5,0-килограммовый якорь. Последнего достаточно в 2,6 кг, чтобы лодка длиной 2,60 м стояла на месте и не сносилась ветром, течением.

Связь лодки и якоря осуществляется канатом, который может быть натуральным, синтетическим. Сегодня, из-за большей прочности, отсутствия гниения, устойчивости к солнцу, используются больше последние, выполненные из нейлона, капрона.

Чаще используют крученые канаты с диаметром не меньше 10 мм. Более тонкие веревки неудобны – режут руки. К канату предъявляются условия:

  • - по прочности – он на разрыв должен выдерживать усилие в 70 раз больше, чем масса груза;
  • - по длине – она должна превышать глубину водоема в 4…6 раз

Сколько нужно якорей

Таких устройств на лодке должно быть два. Обычно один из них основной и располагается с носа плавсредства. Второй – второстепенный, его местонахождение – корма.

Существует вариант, которым пользуются многие рыбаки, особенно на тихих водоемах. Он позволяет фиксировать положение очень быстро и также быстро снимать якоря. К канату длиной в 2,5…3 глубины места рыбаки с двух концов крепят болванки. Для закрепления лодки в конкретном месте грузы отпускают в воду по двум противоположным бортам. После выбирают слабину веревку и закрепляют ее. При необходимости переехать на другой участок грузы просто вытягивают из воды.

Какой якорь лучше

Применительно ПВХ-лодок он должен быть надежный, легкий, безопасный для материала плавсредства.

Хороший вариант – подручные средства: куски рельса, гири, гантели, кирпичи, мешки, заполненные песком, камни. Но они неудобны в обращении; их нужно избавлять от острых углов; много времени уходит для подвязывания к канату. Использование таких грузов оправдано в водоемах с каменистым дном.

Можно отправиться на рынок и приобрести готовое устройство. Но, они имеют большую стоимость, часто попадаются изделия с браком. Первое не всем рыбакам по карману; второе приводит в дальнейшем к необходимости дополнительных затрат.

Лучшим вариантом большинство рыбаков считают изготовление якоря самому. При этом учитываются условия водоемов, на которых придется якориться, конструкция ПВХ-плавсредства.

Практика доказала, что для лодок из ПВХ одним из лучших является якорь «кошка».

Основные требования к конструкции

Устройство должно:

  • - обладать достаточной удерживающей силой; она должна обеспечить плавсредству устойчивость при перемещении рыбака в пределах лодки, при воздействии на нее волн, течения, ветра; эта характеристика прямо пропорциональна массе приспособления;
  • - быть компактным, что обеспечит удобство его транспортировки, размещения в пределах лодки;
  • - просто сниматься с зацепа; это свойство позволяет снизить до минимума возможность потерять якорь;
  • - устойчиво к разрушению коррозией;
  • - иметь незначительный вес;
  • - удобно для конкретного грунта на дне водоема.

Делаем якорь для лодки ПВХ своими руками

Конструкций якорей, которые просто изготовить самостоятельно, немало. Большинство их сделать не сложно – для этого потребуется немного времени, не нужно даже быть квалифицированным слесарем.

Монтаж, материалы и инструменты для изготовления

Простой разборный

  • - вначале необходимо запастись материалами:
  • - стальной трубкой (27-сантиметровая длина, 25-миллиметровый диаметр);
  • - винт с резьбой М12, длиной 25 мм;
  • - гайкой М12;
  • - двумя стальными полосками (толщина 4мм, ширина 40мм, длина 260мм);
  • - двумя металлическими кольцами;
  • - свинцовой чушкой весом примерно 2 кг.
  • - к одному концу стальной трубки приваривают соосно винт, ко второму – одно из металлических колец; последнее служит, в дальнейшем, для привязывания устройства к канату;
  • - посередине стальных полос сверлят отверстия диаметром, чуть больше толщины винта; концам полос придают немного изогнутый вид;
  • - металлические полосы одевают на винт, размещая их под углом 90° одна к другой;
  • - на винт накручивают гайку, на которую приварено предварительно металлическое кольцо, делающее ее рым-гайкой; последней поджимают пластины к торцу конца стальной трубы, фиксируя их в неподвижном, относительно трубки, положении.

Курбатова

Конструкция сварная, считается простой, хорошо подходящей для ПВХ-плавсредств;

для ее изготовления понадобится стальная проволока в диаметре минимум 8 мм; листовая сталь 3-миллиметровой толщины; металлический 12-миллиметровый прут; дальнейшие операции такие:

  • - из проволоки изгибают игреко-образную раму (веретено) общей длиной 35 см; зауженная часть U-образная, 12-сантиметровая, с внутренним размером между ветвями 1,6 см; расстояние между осями расширенной части – 13 см; их дополнительно удлиняют примерно на 8 см параллельными между собой ножками;
  • - для жесткости в нижней части U-образной доли веретена вваривают внутреннюю планку высотой 4 см;
  • - к концам ножек веретена приваривают соосно короткие (1…2 см) втулки с внутренним отверстием 12 мм; соединяют их по внешней поверхности металлической полоской, перекрывающей на них сектор в 90°;
  • - во втулки, симметрично относительно веретена, вставляют стержень длиной в четверть метра; на внутренней его части размещают две фиксирующий шайбы; последние сдвигают к ножкам веретена;
  • - к телу штока, в пределах между фиксирующими шайбами, приваривают лапу, вырезанную из листовой стали; ее форма соответствует внутреннему проему веретена в пределах V-образной части и параллельных ножек и размещается в ней с зазором к элементам веретена;
  • - к штоку также приваривают узкие (2…3 см) планки, располагая их с обеих сторон лапы и под углом 90° к ней; они ограничивают возможные повороты лапы относительно штока (веретена) на 35°…45°; смещение лапы необходимо для ее лучшего сцепления с грунтом дна;

Кошка

Относится к распространенным видам; является складным, хорошо удерживает 3…4-метровые ПВХ-лодки; изготавливают его так:

  • - используют стержень, в верхнем конце которого приваривают кольцо для привязывания каната, а в нижнем – крестовину из металлических пластин; в последних устраивают отверстия под болты М8;
  • - изготавливают четыре лапы из отрезков труб; последние разрезают вдоль пополам; один из концов делают U-образным так, чтобы он плотно заходил на пластину крестовины и через устраиваемое отверстие крепился на ней болтом М8; углы внешних концов лап округляют, делая безопасными для материала плавсредства;
  • - в собранном виде лапы прижаты к стержню и все устройство выглядит компактно, подобно цилиндрическому изделию; при использовании лапы отгибают до упора в крестовину и забрасывают в воду;

Пирамидальной формы

устройство по конструкции простое; представляет перевернутую вершиной вниз пирамиду; ее отливают со свинца, заделывая в него сверху петлю, через которую крепят канат;

есть вариант, в котором вес приспособления можно изменять; он состоит из набора квадратных металлических пластин разного размера, которые собираются в пирамиду на едином стрежне; при этом самая маленькая из пластин располагается внизу; пакет пластин стягивается гайкой; стержень вверху снабжен кольцом – к нему привязывают канат;

В. И. Врублевского

Усовершенствованный вариант «кошки»; отличается наличием в нижней части веретена нажимного кольца, установленного с возможностью вертикального перемещения и поджатого снижу резиновой вставкой; лапы в стопорной части выполнены с выступом-отгибом; в откинутом (рабочем) состоянии они лежат на нажимном кольце; в собранном состоянии (прижатом к веретену положении) фиксируются кольцом;

Б.П.Митрохина

Конструкция с веретеном и поворотными лапами; отличается выполнением первого как пружинящей скобы; она вверху имеет отверстия-гнезда, в которых стопорится шар, установленный на канате; крепление каната к устройству выполнено к оси, вокруг которой вращаются лапы;

работает приспособление как обычное с откидывающимися лапами, которые заглубляются в грунт и удерживают лодку; при превышении определенного усилия, что может быть при «не отпускании» грунтом лап, шар выскакивает из пластин веретена, после чего усилие вытягивания действует на ось лап, что приводит к легкому высвобождению из зацепа;

Ф. П. Коноплева

У конструкции тоже есть веретено и поворотные лапы; отличием от обычных устройств является присутствие в ней специальных штифтов; они, если произошел зацеп, срезаются увеличивающимся усилием, после сего лапы откидываются на все 180° и легко извлекаются из грунта; в особенностях – собранный прибор плоский и может храниться в парусиновом чехле, занимая мало места;

Ю. И. Никифорова

Относится к легко освобождающимся конструкциям, имеющим поворотные лапы и веретено; последнее устроено с возможностью перемещения в подлапную часть кольца, к которому подвязан канат; в таком положении оно легко вытягивает застрявшие в зацепе лапы;

особенности: кольцо сделано с большим диаметром, что позволяет ему лучше двигаться вдоль веретена; в конструкции присутствуют отбойные планки, позволяющие лапам легче внедряться в грунт;

А. И. Суэцкого

Является усовершенствованием устройств с поворотными лапами и веретеном; отличается увеличенным зазором между внешними кромками лап и веретеном; последнее исключает заклинивание лап, если под них попадает камень, галька;

якорь, как показала практика, держит лодку хорошо на большинстве грунтов.

Как не утопить якорь

Такой вариант всегда возможен и к нему нужно быть готовым. Чтобы его минимизировать лучше заранее принять некоторые меры и следовать таким рекомендациям:

  • - нельзя пользоваться грузом, не закрепленным к утолщенной части его веретена (тренда);
  • - лучше, если к грузу будет прикреплен на тросике буек;
  • - нельзя вытягивать зацепившийся якорь резкими движениями; необходимо это делать аккуратно, пользуясь буйрепом.

Устройство «кошка» часто теряется при его использовании на каменистом дне. Если произошел зацеп, избавиться от него можно двумя методами:

  • - обязательно перед забросом устанавливают буек, присоединяя его буйрепом к месту, где в конструкции соединяются лапы и веретено; устранить зацеп и вытащить груз удается чаще, потянув его за буйреп;
  • - устройство снабжают дополнительным кольцом сверху основного; оно изготавливается из непрочного материала; канат привязывают к месту, где соединяются веретено и лапы, оставляя свободным полуметровый конец; последним крепят веревку к дополнительному кольцу; при зацепе, при определенном усилии, дополнительное кольцо разжимается – вытаскивание устройства происходит аналогично первому способу.

Преимущества самодельных якорей над фабричными

Причин, по которым все больше рыбаков предпочитают изготавливать рыбацкие снасти самостоятельно много:

  • - во-первых, они всегда оказываются дешевле фабричных;
  • - во-вторых, самодельные приспособления чаще более надежные; сегодня на рынке очень высока вероятность купить не оригинальный, некачественный товар; вас попросту могут обмануть;
  • - в-третьих, сделанное своими руками изделие повышает самооценку, заставляет более тщательно следить за его состоянием.

Видео: простой якорь для надувной лодки

Хотите сделать простой якорь для своей лодки. Тогда смотрите это видео – проще некуда. Всего лишь пластиковые бутылки, немного проволоки и бетон или цементный раствор. Пару дней и вы обладатель устройства, которое поможет вам сделать полноценной рыбалку с плавсредства.

 
Полезно знать
Популярное