Вся история человечества – это борьба за выживание. И главное в ней – добыча пищи, что, в общем, и...
Лодки, в том числе и моторные, выпускались в Советском Союзе массово. Причем, не сказать, чтобы самые бюджетные модели стоили каких-то запредельных денег. «Южанка» стоила в 70-ых 350 рублей. Деньги для СССР солидные, но не невероятные даже для людей, не обремененных дополнительным заработком или шахтерскими зарплатами. Но обо всем по порядку.
В Советском Союзе моторные лодки к свободной продаже появились в 1955 году. По доброй советской традиции лодки «Казанка» стал выпускать КАПО им. Горбунова, предприятие, которое вообще-то самолетами занимается.
Первая дюралюминиевая моторка предопределила материал, из которого будут делаться советские лодки и в дальнейшем. «Дюральки» стали основными металлическими лодками СССР. Интересно, какими могли бы стать советские лодки, если бы первыми их стал выпускать Уралвагонзавод, одновременно с танками?
Конструктивно первая «Казанка» была плоскодонкой 4,63 м в длину и 1,24 в ширину. Поначалу на нее навешивали мотор «Москва», позже – «Вихрь». Лодка вмещала 4 человека и при неполной нагрузке могла выдать на глиссаде до 25 км в час. Но даже 12 км/ч с 4 пассажирами на борту – приличная скорость.
Лодка стала прародителем весьма разнообразного семейства моторок. Не в последнюю очередь из-за проблем с остойчивостью и непотопляемостью первой модели. Недостатки пришлось оперативно устранять. Иногда за лодку «Казанка» выдают сразу «Казанку-М» или «Казанку-МД»
Последними в семействе стали лодки семейства «Казанка 5М», но увы, конкуренции с китайскими лодками они не выдержали, производство прекратилось где-то в 00-ых.
Основной конкурент «Казанки» на звание самой массовой моторки Советского Союза. Строго говоря, «Южанка» – это «Казанка М» с обеспечивающими непотопляемость бортовыми булями по по бортам на корме.
Моторные лодки «Крым» и «Крым М» делались в Перми, зато на судостроительном заводе. Что, кстати, заметно, лодки имеют хорошие сбалансированные характеристики. Обводы корпуса 4,3 м длиной 1,6 м шириной появились не просто так.
Непотопляемость (даже полностью залитая водой лодка благодаря пенопластовым вставкам оставалась на плаву), мотор «Вихрь», позволяющий развить скорость свыше 30 км/ч, устойчивость к коррозии алюминиево-магниевого сплава корпуса. Все как у серьезного настоящего судна. Разве что килеватость 4,5 градусов небольшая, но это для рыбацкой лодки не только недостаток, но и преимущество.
Лодка позволяла ходить при волне 0,75 м на расстоянии до 3 км от берега. Стоило это удовольствие 750 рублей, а после 1980 – еще дороже. Сейчас существует даже сообщество любителей моторок «Крым», в котором их восстанавливают, тюнингуют. Что, впрочем, объяснимо. Корпус получился просчитанным и удачным, мотор можно повесить любой, за модной покраской тоже дело не встанет. На борт можно вообще что угодно поставить, главное в грузоподъемность 400 кг уложиться. Тем более, что рундук на лодке расположен неудобно.
Катер «Амур» имел не подвесной, а стационарный двигатель «Москвич-412», стоил 2400 рублей и по советским меркам вполне считался предметом роскоши. Первая модель получилась не очень удачной, поэтому ее довольно быстро заменили на «Амур М». Поменяли угловой редуктор на угловой реверс-редуктор. Вообще, значительная часть изменений в катерах «Амур» от модификации к модификации касались именно ходовой части.
А вот узнаваемые острые «скулы» корпуса оставались от модели к модели неизменными. Как и умеренная килеватость. Обводы корпуса и мотор позволяли разгоняться свыше 40 км/ч. Откровенно говоря, это не рыбацкая лодка, а прогулочный катер с вполне себе представительным и комфортными сидениями.
Катер имел осадку 0,7 метров на среднем ходе. Помимо прочего, это означало, что причалить он мог только к пирсу, которые бывают далеко не везде. Но для увеселительных прогулок по крупным рекам он вполне использовался. Купить катер частному лицу было можно, но стоимость, а также сложности с эксплуатацией и хранением существенно ограничивали круг этих лиц.
В свое время именно лодка «Обь» с моторами «Вихрь» или «Ветерок» была самой популярной среди охотников и рыболовов СССР. С ней было наименьшее количество возни. При длине 4,20 метра, ширине 1,45 метра и вполне достойной грузовместимости в 400 кг она сама весила всего 140 кг и выдавала до 40 км/ч.
При этом, моторка была очень остойчива, благодаря булям вдоль бортов и глиссирующему корпусу. Как и значительная часть гражданских лодок СССР, непотопляема даже при полном заполнении водой.
Корпус клепаный, дюралюминиевый. В штатную комплектацию входили двухместные мягкие сидения. Могла иметь 2 варианта форштевня – пологий и чуть более крутой. Лодка получилась «для всех и каждого». Можно и погонять на тихом озере, закладывая крутые виражи, и использовать для рыбалки, туризма, охоты.
К сожалению, за все надо платить – небольшой вес, обусловленный в том числе тонким корпусом, снизил надежность, у киля лодка подгнивала. «Обь М» получилась более основательной и надежной, ее можно было использовать при волнении до 3 баллов, но и весила она уже 170 кг.
Зато имела в штатной комплектации тент и кресла, которые можно было разложить в спальное место. Для туристов и любителей многодневной рыбалки лодка вполне подходила. Но легкость и изящество первой модели были потеряны.
Стала популярна из-за умеренной стоимости в 570 рублей в базовой комплектации. Впрочем, за полную пришлось бы выложить уже 685 советских рублей, то есть почти на среднюю советскую зарплату больше.
Корпус дюралюминиевый, блоки непотопляемости в носу и на корме, длина 4,25 м, ширина 1,48 м. Вес лодки 190 кг, грузоподъемность 400 кг. Моторка имела килеватость 6 градусов, что положительно влияло на ее управляемость. В штатной комплектации Ока-4 была оснащена 25 л.с. мотором «Вихрь-М». С одним водителем могла разогнаться свыше 40 км/ч, при полной загрузке – около 30 км/ч.
Такая лодка хорошо подходила для прибрежных вод, где и снискала свою популярность. Производилась на горьковском авиазаводе имени Орджоникидзе.
Особняком среди советских моторных лодок стоит моторки «Ладога» и «Ладога 2» с тримаранным корпусом. Дело не в повышенной устойчивости к ударам волны, как можно подумать из названия. Показатели остойчивости у лодок хорошие, но средние.
Зато эти лодки можно было оборудовать аж двумя моторами. Что по советским меркам даже странно, такая лодка даже могла попытаться выиграть гонку с советским милицейским катером, пусть и исключительно за счет маневренности. Еще одна особенность – стеклопластиковый корпус. «Ладога» – не единственная такая лодка в СССР, но, наверное, самая известная.
При длине 4,17 м и ширине 1,54 м лодка имела грузоподъемность 400 кг. Небольшая килеватость позволяла ей глиссировать даже с одним мотором 20 л.с. Один «Вихрь» мог разогнать лодку до 37-39 км/ч. Пенопластовые блоки, обеспечивающие непотопляемость, находились в носу под палубой.
Еще одна лодка с возможностью установки 2 моторов, да еще и со сдвижной рубкой вместо обычного тента. Лодка подкупала не только своим внешним видом и потенциальной возможностью на 2 моторах «Вихрь-М» разогнаться до 35 км/ч.
Прежде всего это была уже практически собственная яхта, рубка обеспечивала ночевку с комфортом. Длина лодки 4,65 м, ширина – 1,6 м. При килеватости в 8 градусов лодка имела отличную управляемость в море и на больших водохранилищах. Обводы днища – тримаранные, что позволяет не бояться короткой косой волны.
К недостаткам можно отнести вес в 235 кг, к достоинствам – пассажировместимость аж в 6 человек, вполне достаточно для отдыха довольно большой компанией. Лодка позиционировалась как модель для дальнего туризма, имела вместительные рундуки и имела хорошо просчитанные обводы корпуса. Продольный набор днища хорошо подходил для модели и обеспечивал требуемую жесткость корпуса. К сожалению эта весьма достойная лодка выпускалась не очень долго.
Как ни хотелось бы обратного, на воде случаются преступления, причем часто речь идет не только о браконьерстве, несчастные случаи также нередки. Насколько сильно катера советских милиционеров и спасателей отличались от гражданских модификаций?
Самым известным советским ведомственным катером является милицейский катер КС-1. Его еще можно увидеть в фильме «Бриллиантовая рука».
Основное достоинство катера длиной 6 м и шириной 2 м – это мотор 50 л.с. от ГАЗ-М-1. При полной загрузке катер разгонялся до 37,5 км/ч , что вроде бы немного, но на практике этого вполне хватало, чтобы «загнать» любого нарушителя. Особенно если учесть запас хода КС-1 в 200 км.
По непонятным причинам катер получился не только быстрым, маневренным и надежным, но и стильным и даже комфортным. Так сказать, все для органов советского правопорядка.
Справедливости ради, нельзя не сказать о том, что многие милиционеры такие катера видели только в фильме «Бриллиантовая рука», как и все остальные советские граждане. А преступников ловили на тех же обычных лодках, что продавались в магазинах. Моторка вроде «Обь 2» могла иметь усиленный мотор, но могла даже его не иметь.
Это в полной мере относится и к спасателям на водах, лодки которых, зачастую, даже узнаваемой окраски не имели, только соответствующий флаг.
Сотрудники рыбоохраны также, зачастую, использовали любое подручное плавсредство. Видимо, считалось, что их работа не связана с отчаянными погонями за браконьерами. Отсутствие быстроходных катеров у рыбоохраны, кстати, аукнется в 90-ые, когда браконьеры на лодках с японскими моторами могли совершенно не бояться рыбоохрану. Но это уже совсем другая история.
Разнообразных моторок в Советском Союзе было едва ли не больше, чем автомобилей. Перечисленные модели список далеко не исчерпывают. По понятным причинам большинство советских граждан использовало в основном самые дешевые и простые модели. Но и их ходовых качеств было вполне достаточно как для прогулок, так и для рыбалки.