Резиновые лодки для рыбалки уступают лодкам из ПВХ по некоторым характеристикам, например, они...
Все больше становится озер и водохранилищ, где двигатели внутреннего сгорания попадают под запрет. Поэтому я на свой страх и риск приобрел свой первый электромотор, о котором имел весьма смутные представления.
Понемногу скепсис уступил место уважительному отношению к легкому, маневренному и бесшумному агрегату. Моей Минкоте уже пошел шестой год. Пожалуй, самое время познакомиться поближе с другими моделями.
«Все познается в сравнении, и электромоторы тоже», – решили мы с группой единомышленников и отправились на Иваньковский плес одноименного водохранилища.
Друг ради эксперимента привез Flover F33T. Второй товарищ предоставил Haibo ЕТ 34L с четырехлетним стажем работы. У коллег удалось раздобыть два устройства фирмы Outland с маркировкой ТР44 и ТР34 тоже с небольшим пробегом. Плюс моя рабочая лошадка Minn Kota EnduroPro 32.
Подбором «конкурсантов» остались довольны. В нашем распоряжении оказались агрегаты четырех популярных брендов. Участие Б/У моделей нас нисколько не смутило – ведь это возможность увидеть, как влияет время на изначальные характеристики мотора.
Согласно паспортным данным все устройства, кроме Outland ТР44, можно условно отнести к одному классу:
Насчет готовности Outland TP 34 вытягивать лодку почти в два раза тяжелее своих «одноклассников» у нас возникли сомнения, которые мы непременно развеем в ходе испытаний.
Outland TP 44 явно превосходит конкурентов по техническим характеристикам. Это однозначно более мощный агрегат:
Нам хотелось как следует нагрузить наши электромоторы и при этом получить результаты, справедливые для наибольшего количества надувных лодок. Поэтому было решено провести тестирование на лодках одной марки длиной 330 и 380. Это серьезные по габаритам плавсредства, имеющие классическую конструкцию.
Для подзарядки будем использовать 2 кислотных аккумулятора. Новую сотку и исчерпавшую наполовину свой ресурс 95-ку. Цель: выяснить, влияет ли состояние зарядного устройства на рабочие качества мотора.
Для начала мы взвесили всех «конкурсантов» на предмет соответствия с паспортными данными. Моя старушка Минкота удивила – оказалась на 720 г легче, чем положено. У остальных моторов показатели отличаются незначительно (плюс-минус 50 – 140 г).
Далее мы не поленились измерить потребление тока на всех скоростях. Зачем так заморачиваться, спросите вы. А затем, чтобы на следующем этапе получить представление о КПД каждого электромотора. Теоретически на одинаковых передачах и примерно равных количествах потребляемых мА, скоростные показатели тоже должны быть близки. Поэтому если мы увидим далее более быстрое передвижение лодки, то сможем выявить устройство с более высоким КПД.
По итогам замеров, Haibo и Outland TP34 выдали идентичные результаты.
Интересно, что лидер по мощности Outland TP44 потребляет на четвертой передаче столько же мА, что и Minn Kota на пятой. А это уже намек. Поэтому обязательно проверим, как у этих двух «участников» обстоят дела со скоростью.
Мы поочередно подвешивали моторы на лодку 330 и передвигались на каждой из 5 скоростей по одному маршруту: от берега до ближайшего острова и обратно. Накатались мы изрядно – трижды с каждым агрегатом. Ведь тестирование проводилось с разной загрузкой судна (220, 160 и 80 кг). В роли груза выступали мы сами – садились втроем, вдвоем или по одному.
Итоги состязания в скорости:
1 место: Outland TP44 (5.5 км/ч)
2 место: Haibo ET34L (5.3 км/ч)
3 место: Outland TP34 (5.1 км/ч)
4 место: Flover 33T (5 км/ч)
5 место: Minn Kota 32 (4.8 км/ч)
Занятно, что «серебряный призер» Haibo ET34L совсем немного уступил чемпиону, а при максимальной загрузке и на 5 скорости даже оказался чуть шустрее. Помните, раньше мы его считали клоном Outland TP34? Выходит, моторы с одинаковыми техническими параметрами могут в полевых условиях выдавать разные результаты.
Далее мы пересели на ПВХ-лодку 380 и повторили замеры уже на ней. Правда, решили ограничиться средней загрузкой – двумя ездоками для всех заплывов.
Мы полагали, что на большой лодке показатели скорости будут ниже, но оказались не правы: все моторы передвигали судно примерно с той же скоростью, что и его малогабаритного собрата. А чемпион прошлого состязания Outland TP44 даже улучшил свои результаты.
С чем связан возникший парадокс? Возможно, в более просторной лодке нагрузка распределилась равномернее, что положительно сказалось на ее ходовых качествах.
Задача перед нами стояла нехитрая – зарядить мотор под завязку, а затем гонять лодку на одной передаче, пока не выдохнется батарея. Но времени на этот этап мы убили уйму.
Результаты эксперимента оказались предсказуемыми. По мере возрастания энергоемкости мотора и скорости передвижения, батарея садилась быстрее.
На этом турнире места распределились с точностью до наоборот:
1. Minn Kota 32 (максимальное время работы 13.8 ч).
2. Flover 33T (11.3 ч).
3. Outland TP34 (10 ч)
4. Haibo ET34L (10 ч)
5. Outland TP44 (7.5 ч)
Наиболее быстроходный участник Outland ТР 44 продержался всего 1.7 часов на 5 передаче (7.5 ч на 1 скорости), а малосильный Minn Kota Enduro Pro 32 на высокой передаче двигал лодку 2.8 часов (на 1 скорости – 13.8 ч).
Влияет ли состояние АКБ на рабочие качества электромотора? Чтобы проверить это, мы специально дважды проехались на большой лодке с Haibo ET34L, заряженным сначала новым аккумулятором, а потом бэушным (стаж интенсивного использования – 3 года). Существенных различий в результатах не было. Выходит, характеристики АКБ, при правильной и бережной эксплуатации, остаются на должном уровне.
Насколько далеко можно уплыть на каждой из передач? Согласитесь, вопрос совсем непраздный. Ведь скорость на смежных передачах прибавляется малозаметно, но при этом мотор разряжается ощутимо быстрее.
Для этого теста не понадобились полевые испытания. Имея под рукой замеры средней скорости и максимального времени работы на каждой передаче, оставалось просто их перемножить, чтобы получить расстояние.
Распределение мест:
1. Minn Kota 32 (на 5 скорости 13.2 км, на 1 скорости 30.4 км).
2. Flover 33T (12.7 км– 26.0 км).
3. Outland TP34 (10.5 км – 23.0 км).
4. Haibo ET34L (11.3 км – 23.0 км).
5. Outland TP44 (8.2 км – 18.0 км).
Как тут не вспомнить народную мудрость. Маленькая Минкота хоть и тихо едет, зато дальше всех. На Outland TP 44 можно уплыть не так далеко, но быстрее остальных.
Благоразумно ли тратиться на мощный движок или лучше обзавестись моделью попроще, каждый водомоторник пусть решает сам. Цель нашего эксперимента – сформировать более четкое представление о реальных возможностях лодочных моторов на электрической тяге.
Удачи!