Всякий рыбак знает, что рыбалка только с берега, накладывает серьезные ограничения. Невозможно...
На рынке электромоторов для плавсредств уже разгорелась нешуточная борьба. Не такая, конечно, публичная, как на рынке электромобилей, но не менее захватывающая. Производителям электромоторов и аккумуляторов для них есть чем мериться. И читая характеристики изделий, поневоле можно прийти к мысли, что лодочные ДВС свой век уже доживают.
Но так ли это на самом деле можно убедиться только на практике. Итак, у нас были лодки разных размеров, два аккумулятора, моторы Haibo, Flower, Minn Kota, Outland TP34 и TP44. Единственное что нас смущало – сравнение разных моделей одной линейки. Отличаются ли они хоть чем-то, кроме цифр на корпусе? Но если начал сравнивать лодочные моторы, то сложно остановиться.
Не все моторы были новыми. Некоторые уже находились в эксплуатации. Это придавало эксперименту нотку безумия, но делало результаты интереснее именно для конечного потребителя. Который далеко не всегда рассматривает предложения только на первичном рынке.
Электродвигатели ставились на лодки «Кайман» от «Мнева». Длина – 330 см и 380 см. Выбор, в общем-то очевиден. Модели популярны. Нередко, «Кайманы» копируют и другие производители, а такая конструкция и форма корпуса встречается еще чаще. То есть, можно рассчитывать на то, что приблизительно так же, как на «Кайманах» моторы поведут себя на среднестатистической российской рыбацкой лодке.
Аккумуляторы кислотные тяговые, на 100 А/ч, поменьше, на 95 А/ч. При этом аккумулятор на 95 А/ч был «убит» приблизительно наполовину, пережив 3 года эксплуатации и около 200 зарядных циклов.
Скорость лодок замеряли проверенным навигатором. Скорость ветра во время замеров – около 5 м/с. Дождя нет.
Обычно в линейке моторов не менее 4 моделей, отличающихся прежде всего тягой. Самые маломощные и дешевые предназначены для лодок до 800 кг (со снаряжением и пассажирами) и имеют тягу до 13 кг (0.38 л.с.).
Моторы мощнее ставятся на плавсредства водоизмещением 1500 кг и имеют тягу до 25 кг (0.85 л.с.). Эти характеристики могут несколько колебаться от производителя к производителю, но обычно все ориентируются на них. В эксперименте участвовали легкие моторы и один средний.
Тяга – 32 lbs/14,5 кг/ 0,43 л/с.
Утащит лодку до 680 кг.
Штанга (композит) – 76 см, вес – 7,3 кг.
Передачи: 5 и 3 задних.
Винт двухлопастный.
Возраст: 3 года.
Тяга – 33 lbs/ 15 кг/ 0,44 л/с.
Предназначен для лодок весом с загрузкой до 800 кг.
Штанга (композит) – 75 см, вес – 6.8 кг.
Передачи: 5 ( 3 задних).
Винт двухлопастный.
Возраст: новый
Endura Pro 32 и Flower F33T похожи даже внешне, да и характеристиками не особо отличаются. Тем интереснее будет сравнить новый и подержанный моторы.
Тяга – 34 lbs/ 15,4 кг/ 0,47 л/с.
Предназначен для лодок до 1100 кг (с загрузкой).
Штанга – 78 см, вес – 6.7 кг.
Передачи: 5 и 2 задних.
Винт двухлопастный.
Возраст: 2 года.
Максимальное полное водоизмещение выглядит более чем солидно. Но не привирают ли производители?
Тяга – 44 lbs/ 19.95 кг/ 0,59 л/с.
Для лодок до 1350 кг.
Штанга металлическая – 91 см, вес 9.55 кг.
Передачи: 5/ 2.
Винт трехлопастный.
Возраст: 1 год.
Outland TP44 и TP34 имеют похожую конструкцию, что логично, ведь это моторы одной серии. Удивительно похож на Outland TP34, как внешне, так и по характеристикам, и следующий конкурсант.
Тяга – 34 lbs/ 15,4 кг/ 0,47 л/с.
Для лодок до 1100 кг.
Штанга – 78 см, вес – 6.7 кг.
Передачи: 5/2.
Винт двухлопастный.
Возраст: 3 года.
Взвешивание «завалил» разве чтEndura Pro 32, оказавшийся легче, чем в паспорте аж на 700 граммов. Что многовато. Остальные уложились в значения + – 150 граммов разницы с документами.
Сила тока у моторов одинакового класса оказалась сопоставимой, что намекает на то, что и скорость они будут выдавать одинаковую.
Скорость измеряли при разной загрузке. Тестировались только 5 передних передач. Ожидаемо быстрее всех оказался самый мощный мотор. Но, что удивительно, при загрузке до 160 кг Haibo ET 34L выдал сопоставимые, а иногда и более высокие скорости.
При этом, Outland TP34 оказался однозначно хуже Outland TP44. Хотя по характеристикам он практически идентичен Haibo ET 34L. Возможно, его замедляют специально, чтобы разница в «линейке» была очевидной.
Самый медленный, он же самый легкий Minn Kota Endura Pro 32 сумели разогнать до 4,8 км/ч по ветру на 5 передаче. Outland TP44 выдал в аналогичных условиях 5.8 км/ч. Это при загрузке 160 кг.
При этом, чем больше загрузка, тем очевиднее росло преимущество Outland TP44. А вот как бы себя повел Outland TP34 при заявленной загрузке в 1100 кг сказать не беремся, он и при 220 кг выдал не впечатляющий результат.
Следует особо отметить мотор Flower F33T. Он отличается средними показателями, сопоставимыми с ожидаемыми. То есть, это мотор без сюрпризов. Возможно, потому, что он новый.
В целом, тест прошли все моторы. Но, учитывая не очень большую разницу в скорости, при покупке следует обратить внимание и на другие характеристики, прежде всего на вес лодки с максимальной загрузкой. Тут у более мощных моторов очевидное преимущество.