Река Суда

река Суда

Вот и закончился мой рыболовный тур по Вологодской земле. Из сотен рек области я выбрал для сплава быстротечную Суду, хоть она и не может похвастаться историческими и природными достопримечательностями.

О реке и подготовке к туру

Река берет начало на северо-востоке Вологодской области и через 184 км впадает в Волгу. Узенький ручеек постепенно наполняется водами, становится шире и глубже. В нижнем течении река становится пригодной для судоходства. Ширина устья достигает 200 м. Преобладают глубины около 3м. Максимальные – 5-7 м.

В походе без собственного автомобиля всегда приходится думать о весе груза. Мы с приятелем захватили с собой надувную байдарку, по два спиннинга (для ультралайта и среднего класса), пятиметровый телескоп для «шмыгалки», катушки со сменными шпулями (с плетней и монофилом). Количество приманок пришлось ограничить: на двоих было 5 джиг-головок с резиной, скромный набор мушек и нимф, 3 поплавка для бомбарды разного веса и плавучести, несколько воблеров и блесен, тирольская палочка.

Прочитав отзывы форумчан и изучив карту, мы решили выбрать отправной точкой сплава пешеходный мост ниже деревни Морозово. От Череповца до верховьев Суды мы добрались за пять часов на обычном рейсовом автобусе, оплатив два билета для себя и еще два в багажном отсеке. Выгрузились на остановке, дошли по асфальту до моста, спустились к реке. Прямо под мостом накачали свою «Щуку» и разместили в нужном порядке весь «шмурдяк».

Сплав и рыбалка

Быстрое течение подхватило наше судно. Мимо нас незаметно промелькнули несколько деревень, исчезла из вида автомобильная дорога и другие признаки цивилизации. Солнце уже начало садиться, и мы причалили напротив особенно звонкого переката для первой ночевки, чтобы засыпать и просыпаться под гомон говорливой реки.

Пока Миха занимался обустройством лагеря, я наладил спиннинг и пошел добывать рыбу на ужин. Под свисающими ветками ольхи провел вертушкой пару раз, потом поставил воблерок, подвел его к стволу дерева и немного поиграл приманкой. Хоть я и надеялся на поклевку хищника, но столь стремительной атаки не ожидал. Подсек на рефлексе и выдернул на берег килограммовую щучку. Что ж, сытный ужин уже обеспечен! Сварили ушицу, наелись от души и завалились спать с приятной мыслью о завтрашней охоте на хариуса.

Утро выдалось ясное. Я решил заняться ловлей на «шмыгалку», а Миха, не жалующий поплавок в никаком виде, решил попробовать «кнут» с двумя нахлыстовыми мушками (сухой и мокрой). Приятель, облаченный в гидрокостюм, обошел взабродку перекат вдоль и поперек. Я искупал все свои блесны и с байдарки, и с берега. Ни тычка! Даже щуки куда-то подевались. Погода была тихой и солнечной. Мутная вода заметно прибывала. Видимо сыграли роль обильные дожди, прошедшие накануне выше по течению.

Не добившись результата на перекате, мы решили свернуть лагерь и плыть дальше, облавливая привлекательные места. Проскочили несколько небольших перекатов, но поклевок не было. За пару часов мы прогребли 15 км. Суда заметно расширилась и сбавила скорость. В очередной раз я запустил плавающий крэнк под обрывистый берег, заглубил его широкой подтяжкой и сделал паузу. И вот она – поклевка! Посреди широкого плеса резко завизжал фрикцион, Миха одним гребком развернул «Щуку» удобным для вываживания боком. Добыча отчаянно сопротивлялась на глубине. Потом мы разглядели светлый бок и поняли, что это крупный голавль. Поднимать его на борт не стали, а отбуксировали к берегу. Весов с собой не брали, но на глазок 1.5 – 1.7 кг.

Жизнь налаживается! Осмотрели лужайку, заприметили куст смородины и семейку подосиновиков. Попили чаю и решили устроить здесь основательную стоянку, чтобы дождаться спада воды. Вечером, конечно, несколько раз забрасывали снасти для успокоения совести, но получив вполне ожидаемый нулевой результат, спокойно уснули под пение переката.

За ночь уровень воды снизился всего на сантиметр. Михе удалось поймать парочку уклеек. Мой утренний променад со спиннингом не принес ничего. Сплавали на парочку перекатов, полюбовались на резвящегося в упругих струях бобра. И никаких признаков присутствия рыбы. Пришлось снова вернуться на стоянку не солоно хлебавши.

Весь день мы валяли дурака в ожидании вечерней зорьки. Вечером нахлынули полчища комаров. Отбиваясь от кровососов, мы около часа вглядывались в темную воду. Никого! Злые и обкусанные насекомыми мы наспех поужинали тушенкой и пошли спать.

Утром мы покинули такую уютную и многообещающую полянку, обманувшую наши рыбацкие надежды, хотя вода упала на сантиметров десять и немного посветлела. Грести решили до деревни Порог, где судя по отзывам, всегда есть хариус, язь, голавль, елец.

По пути приятель поймал в топляке несколько окуньков. Что ж, на жиденькую уху хватит. В пяти км от Порога река вдруг расширилась до 150 м и почти остановилась. А за деревней опять сузилась до 30 м, изогнулась дугой, обнажив высокий берег, заросший сосновым бором. У обрывистого берега образовался водоворот. Исследуя дно под обратным течением, мы обнаружили шестиметровую яму. Впрочем, она оказалась пуста, зато прямо у берега попалась щучка. Теперь уж точно без горячего ужина не останемся, но для «рыбного» места, явно маловато.

Следующим днем добрались до Сосновки, перетащили лодку перед понтонной переправой. За ней Суда опять замедляет свой ход и совершает несколько поворотов.. За одним из них удалось добыть двухкилограммовую щуку, за другим в зарослях лилий на вертушку Михе попался килограммовый язь. На очередном перекате на воблеры и попперы дружно клевали мелкие окуни. Рыбалка наладилась, когда вода, наконец-то, опустилась и избавилась от темной мути. Долгожданного хариуса мы повстречали на небольшом перекате у д. Старостино. Видимо, Суда сжалилась над нами и выдала мне и приятелю по одной рыбке. Прощальный ужин выдался на славу.

Последнюю ночевку мы провели ниже пос. Заяцкого. А на следующий день в деревне Усть-Колпь нас встретил родственник Михаила на «Газели».

Ну что ж, такой у нас получился сплав. Не скажу, что остался удовлетворен рыбалкой, но огромный потенциал у Суды явно присутствует. В следующий раз мы более внимательно отнесемся к погодным условиям, чтобы «метеозависимость» реки не отражалась на уловах.